Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Понятие восприятия неотделимо от действия и деятельности. Как и чувства, восприятие не является пассивным следом объективного мира. Это определенная трансформация мира, которая происходит в результате особой познавательной деятельности. У новорожденного, конечно, нет подобных перцептивных действий; ребенок изначально обучен действиям, которые представляются как внешние, ручные, объективно манипулятивные действия. Только позже они становятся реальными действиями восприятия для изучения воспринимаемых объектов и явлений, сравнения образца и оригинала. Таким образом, восприятие как процесс (как система перцептивного действия) и как следствие (сознательный образ целостного объекта или явления) представляет собой сложную совокупность психических процессов, состояний и свойств. В конечном итоге вся психическая жизнь субъекта, вся личность во взаимоотношениях с окружающей средой проявляется в восприятии.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ
1.1 Понятие сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи
В современном психолингвистике и психологии под лингвистическими способностями понимается способность овладевать языковой системой и использовать ее в процессе сложного речевого общения (Л.И. Лалаева, Н. В. Микляева и др.) [24]. Однако особое значение имеют вопросы, касающиеся когнитивных основ возникновения речи и влияния интеллекта на формирование языковых способностей в структуре речево-мыслительной деятельности в нормальном и нарушенном онтогенезе.
Восприятие речи - процесс неоднородный. В этом процессе можно выделить уровни различения и распознавания с генетической и функциональной точек зрения. Из-за характера обработки речевого сигнала различают уровни сенсорного, перцептивного восприятия [1].
Таким образом, в процессе восприятия устного речевого сообщения на сенсорном уровне осуществляется акустический анализ и выделение звуков в составе изучаемого слова на уровне перцептивного восприятия. На семантическом уровне определяется значение предложения и всего сообщения в целом.
Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия в отношении системной структуры высших психических функций (ВПФ) раскрывает механизм взаимосвязи между формированием сенсорно-перцептивной и речевой деятельности [7], [11], [28].
Л. A. Венгер указал на критическую важность состояния сенсорно-перцептивных процессов для развития речевой деятельности ребенка [8].
Например, Д. В. Запорожец, Л.A. Венгер отмечают, что развитие восприятия в школьном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных стандартов и мер. Сенсорными стандартами являются система звуков речи, цветовая система спектра, система геометрических фигур, масштаб музыкальных звуков и т. д. [19].
Схема сенсорно-перцептивной обработки речевого сигнала в процессе семантического восприятия согласно Н.И. Жинкину (Рисунок 1).
1.2 Развитие сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи в онтогенезе
Речь - это человеческий способ формировать и формулировать мысли, особенно с помощью лингвистических средств. Сложность овладения речью заключается в том, что развитие речи подчиняется определенным закономерностям, как можно более полно и на более высоком уровне. Его развитие имеет определенный возрастной период - первые три года. После этого этапа слухово-речевое развитие и процесс обучения замедляются и требуют больших усилий.
По данным Л.И. Беляковой, в возрасте от 1,5 до 2,5 месяцев формируются слухомоторно-зрительные взаимодействия: специфические звуковые реакции в виде гуления возникают у детей на фоне психомоторного развития (удерживание головы в вертикальном положении, сжатие и раскрытие руки, появление возможности держать в руке вложенный в нее предмет) [4].
A. Н. Корнев отмечает, что качество интеграции акустических и кинестетических анализаторов особенно важно. Здесь звуки еще не отождествляются со звуками родного языка, но в процессе сосредоточения зрительного внимания на лице говорящего в будущем дети повторяют имитационные движения (эхопраксия) и голосовые реакции (эхолалия). Особенно важно качество интеграции акустических и кинестетических анализаторов [22]. Постепенный переход гуления в лепет происходит при общении со взрослым: ребенок пытается имитировать слышимые слоги, интонации, темп, ритм и мелодию преобразованной речи, а также визуально воспринимаемую артикуляцию.
К 10 месяцам, с усилением слухомоторно-зрительных различий в общении, появляются первые нормативные предметные слова [36]. В исследованиях развития речи М.М. Кольцова доказала влияние двигательного анализатора на речевое развитие дошкольников, в частности роль общей и мелкой моторики в развитии активной речи. Однако автор обратил внимание на комплекс сложных раздражителей, способствующих возникновению голосовых реакций: положение тела ребенка (кинестетический компонент), окружение, внешний вид говорящего (зрительный компонент), голос и интонация (звуковой компонент) [21].
По мнению Н. И. Жинкина, так называемая «слоговая гимнастика» происходит в лепете, основанной на механизме формирования звукомоторной обратной связи. Именно на первом году жизни происходит формирование мультимодальных связей, благодаря которым происходит активизация речевого развития (гуление лепет и первые слова) [15].
Период от года до трех лет речь ребенка, как средство коммуникации, связана с определенной визуальной коммуникативной ситуацией [43]]. Названия предметов, составляющих большую часть словаря в этом возрасте - слова включаются в лексикон ребенка через слуховидящие схемы, слова-действия вводятся жестами, т.е. посредством интеграции визуальных, тактильно-кинестетических и слуховых методов, которые приводят к появлению выражения. Одновременный прием и обработка различной модальной информации (мультимодальное восприятие) сенсорных стандартов (цвет, форма, размер), твердость-мягкость, гладкость- шероховатость предмета, громкость речи и речевых звуков способствуют усвоению слов, обозначающих признаки предметов [40], [48]. Таким образом, в раннем возрасте у детей развивается мультимодальное восприятие и развивается вербально-грамматическая сторона их речи.
1.3 Современные научные представления о дисграфии
Содержание термина «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному. Вот несколько наиболее известных определений. Р.И. Лалаева дает следующее определение: дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся постоянными повторяющимися ошибками, возникающими из-за недоразвития высших психических функций, вовлеченным в процесс письма [25].
И. Н. Садовникова определяет дисграфию как частичное нарушение письма (у младших школьников — трудности с овладением письменной речью), основным симптомом которого является наличие постоянных специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учащихся общеобразовательной школы не связано со снижением умственного развития, тяжелыми нарушениями слуха и зрения или дезорганизацией школьного образования [38].
A. Н. Корнев называет дисграфию стойкой неспособностью овладеть навыками письма в соответствии с графическими правилами (т.е. в соответствии с принципом фонетического письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, а также отсутствие серьезных нарушений зрения и слуха [32].
А.Л. Сиротюк определяет дисграфию как частичное нарушение навыков письма из-за очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга [41].
На сегодняшний день нет единого понимания того, в каком возрасте или на какой стадии школьного образования появляется дисграфия, также в какой степени проявления расстройства может быть диагностировано наличие дисграфии у ребенка. Поэтому разделение понятий «трудности с овладением письмом» и «дисграфия» понимается как постоянное нарушение. Считается, что ребенок находится в процессе применения письма на этапе школьного обучения, когда он овладевает «техникой» письма. На наш взгляд, это сделано более точно, как с точки зрения понимания сути дисграфии, так и с точки зрения плана организация педагогических мероприятий по предупреждению или преодолению данного нарушения.
1.4. Особенности развития сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи у младших школьников с дисграфией
Факт недоразвития сенсорно-перцептивных механизмов восприятия речи у младших школьников с дисграфией представлен в работах Г. В. Чиркиной, Т. В. Филичевой, З. А. Репиной [45].
Сенсорно-перцептивное восприятие выражается в неспособности младших школьников с дисграфией в узнавании слоговых контрастов. Это позволяет нам говорить не только об особенностях восприятия у детей с дисграфией, но и о недостатках становления кинестетических ощущений, дофонемных образов и обобщений на соответствующих этапах речевого развития. Также стоит подчеркнуть, что младших школьникам с дисграфией сложно не только отожествлять звуки, выражаемые при помощи работы голосовых мышц, но и при эмоциональном выражении говорящим слогов. Этот факт позволяет нам сказать, что детям с данной патологией свойственен низкий уровень опознавания и выделения паралингвистических средств речи, в частности супрасегментных единиц, а также о низком уровне владения речью в целом [34].
Наибольшее число ошибок младшие школьники с дисграфией допускают в словах в ударения на второй или третий слоги [10].
Таким образом, характер сенсорно-перцептивных операций со слоговыми сериями определяется сегментными влияниями, вспомогательными зрительными афферентациями и языковой предопределенностью стимульного материала. Последняя включает артикуляторно и акустически значимые характеристики гласных (подъем, закрытость, длительность и громкость) и согласных (место и способ образования, характер шума и голоса, длительность звучания) звуков, их форманты. Нарушения слогового ряда проявляются в большей степени в тех слогах, которые содержат менее яркие артикуляторно-акустические звуки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных первоисточников позволил нами констатировать, в чем заключается особенности выражения и развития дисграфии у младших школьников.
Анализ сущности понятия «дисграфии» говорит нам об отсутствии согласованности исследователей в толкование данного понятия. Общие из всех определений является то, что дисграфия проявляется в наличие большого числа неосознанных грамматических ошибок. Так, младший школьник с дисграфией по понимает грамматические правила, не воспринимает звуки и не отображает их на письме.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Адрес. - М.: Теревинф, 2010. 279 с.
2. Акимова, М. К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников : учет и коррекция : учеб. пособие для студентов вузов по спец. педагогики и психологии / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. – М. : Академия, 2002. – 160 с
3. Андреева, Н. Г. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности. В 2 т. Т. 1. Физиология сенсорных систем / Н. Г. Андреева, И. А. Вартанян, Г. А. Куликов, В. О. Самойлов. — М., 2009. — 288 с.
4. Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Л. И. Белякова // сб. науч. тр. / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.: НПО МОДЭК, 2005. - С. 7-14.
5. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. – М. : Педагогика, 1977. – 176 с.
6. Воробьева, В. К. Состояние морфонологического слуха у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции : сб. докл. конф. — СПб. : Изд-во РГПУ, 2003. — С. 40—45.
7. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Научное наследство: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. С. 5-328.
8. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А. Н. Гвоздев. — М., 1949.
9. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка / А. Н. Гвоздев // Возрастная психолингвистика: Хрестоматия/ Сост. К. Ф. Седов. – М. : Лабиринт, 2004. – С.79-112.
10. Горбенко, Е. Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е. Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб. : Реноме, 2012. – С. 262-264.
11. Гордеев, С. А. Топология кинестетических и соматосенсорных афферентных проекций верхней конечности на симметричные структуры коры головного мозга у человека : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Гордеев С. А. — М., 1991. — 24 с.
12. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов/ Л.Н. Ефименкова – М.: Владос, 2003. – 224с.
13. Ефименкова, Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия / Л.Н. Ефименкова. – М.: Книголюб, 2008. – 401с.
14. Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. – СПб.: Речь, 2006. – 176 с.
15. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 159 с.
16. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О. Н. Жовницкая // Нач. шк. – 2001. – N11. – С. 41-46
17. Иншакова, О.Б. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ / О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия. - 2003. - № 1-2 (4-5). - с.37-41.
18. Карпушкина, Е. А. Формирование языковой способности у младших школьников с нарушениями речи : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Карпушкина Е. А. — М., 2001. — 159
19. Кинаш, Е.А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагога/ Е.А. Кинаш – М.: Парадигма, 2010. – 80с.
20. Киселева, Н. И. Формирование языковой способности учащихся начальной и средней общеобразовательной школы на основе реализации принципа преемственности при обучении русскому языку : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Киселева Н. И. — Орел, 2004. — 189 с.
21. Кольцова, М. М. Движение и развитие сенсорной речи: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста // М. М. Кольцова. М.: Академия, 2006. С 12-15.
22. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические психологические аспекты / А. Н. Корнев. - СПб: Речь, 2006. - 380 с.
23. Криницына, Г. М. Педагогическая технология формирования самоконтроля речевой деятельности как одно из средств преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдо-бульбарной дизартрии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Криницына Г. М. — Екатеринбург, 2009. — 23 с.
24. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. - М., 2004.
25. Лалаева, Р. И. Выявление дизорфографии у младших школьников / Р. И. Лалаева, И. В. Прищепова. — СПб., 1999. - 36 с.
26. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. — СПб., 2000. — 192 с.
27. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / Письмо и речь: Нейролингвистические исследования/ А.Р. Лурия - М.: ИЦ "Академия", 2002. – 352 с.
28. Ляудис, В.Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников / В.Я. Ляудис, И.П. Негуре. - М., 2006. - 93 с.
29. Мазанова, Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В. Мазанова. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 128 с.
30. Мурашова, И.Ю. Роль полимодального восприятия в речевом развитии ребёнка / И. Ю. Мурашова // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. -2015. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-polimodalnogo-vospriyatiya-v-rechevom-razvitii-rebyonka (дата обращения: 30.12.2022).
31. Мурашова, И. Ю. Полимодальное восприятие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и условия его совершенствования: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.10 / И. Ю. Мурашова. М.: МГППУ, 2013. - 23 с..
32. Мусаелян, И. Ф. Формирование и контроль лексико-грамматического компонента языковой компетенции у студентов неязыкового вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мусаелян И. Ф. — М., 2011. — 24 с.
33. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. — М., 2001.
34. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. – Спб.: Детство-пресс, 2006. – 128 с.
35. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. –400 с.
36. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера ; Науч.-ис-след. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1986. — 224 с.
37. Рожкова, Л. А. Нейрофизиологические механизмы внимания при восприятии зрительной и вербальной информации у детей с нарушениями речевого развития / Л. А. Рожкова // Дефектология. 2004. № 5. С. 16-26.
38. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов/ И.Н. Садовникова - М.: АРКТИ, 2005. - 400 с.
39. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте/ А.В. Семенович - М.: Академия, 2002. - 232 с.
40. Сидорова, Ю. В. Формирование лексико-грамматического строя речи детей / Ю. В. Сидорова // Дошкольная педагогика : журн. — 2011. — № 1.
41. Солдатова, Н. А. Экспериментальное исследование особенностей нарушений письма у детей младшего школьного возраста / Н. А. Солдатов, Ю. Г. Ткачук // Молодой ученый. - 2017. - №10. - С. 446-448.
42. Тенкачева, Т. Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей старшего дошкольного возраста / Т. Р. Тенкачева // Специальное образование. — 2014. — № 1. — С. 68—78.
43. Токарева, О.Л. Расстройства письменной речи у детей. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып.2. М.: Учпедгиз, 2002. - с. 190-212.
44. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М., 2004. — 288 с.
45. Ушакова, О. С. Функциональные структуры второй сигнальной системы. Психофизиологические механизмы внутренней речи / О. С. Ушакова. - М.: «Наука», 1979. 248 с.
46. Хватцев, М. Е, Аграфия и дисграфия / М. Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии. - М., 2003. - С.113-120.
47. Шавалиева, Г. Т. Возрастные особенности психических состояний школьников при восприятии моноцветов и художественных образов : автореф. дис. ... канд психол. наук / Шавалиева Г. Т. — Казань, 2003. — 25 с.
48. Щерба, Л. В., Языковая система и речевая деятельность / Ответс. редак. М. И. Матусевич, Л. Р. Зиндер. - М.: Едиториал, 2008. - 432 с.
49. Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений / Н. С. Четверушкина. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 192 с.
50. Яковлева, Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи [Электронный ресурс] / Н.Н. Яковлева. - СПб.: КАРО, 2011. - 160 c. - (ЭБС «IPRbooks»). - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19456 (дата обращения 30.12.2022).